Л И Н Г В И С Т И Ч Е С К И Й    Ц Е Н Т Р «К В Е С Т»

Лицензия № 67337
Министерства образования Московской области на право ведения образовательной деятельности
Апр
17
2014
Обучение лексике. Корпус, часть 3
Жанна Маккартен Сambridge university press 
Обучение лексике.
часть 3
Обучение лексике на уроке. Сосредоточение на лексике
words1
Придавайте высокий статус лексике на уроке и в учебном плане так, чтобы студенты видели ее важность и понимали, что изучение языка состоит не  только в изучении грамматики (О'Делл  1997/ O’Dell 1997). Возможно,  стоит познакомить студентов с  формулировкой Уилкинса (Wilkins, 1972), что "без грамматики очень мало, что можно сообщить, а  без лексики вообще ничего не может быть выражено".
Одной из первых стратегий обучения лексике для любого класса является то, как cпросить слова, которые вы не знаете на английском языке, и как спросить  значение английских слов, которые вы не понимаете, поэтому  фразы типа «Как это будет по-английски?», «Как вы скажете… ?» и «Что означает это слово?» (“What’s the word for___ in English?,” “How do you say___?”, and “What does___ mean?”) полезны для обучения на базовых уровнях. По мере роста своих знаний  студенты могут использовать еще один полезный способ - перефразирование: "Это своего рода", «Это служит  для делания того-то "и т.д.(“It’s a kind of ,” “It’s like a ,” and “It’s for -ing X”). Фокусирование на этих способах обеспечивает четкое включение изучения лексики  в учебный план.
Важной стратегией расширения словарного запаса, которую Nation (2001) называет «замечать » - это восприятие слова как объекта для изучения, т.е. того, что необходимо выучить.  С этой точки зрения, знание того, что нужно учить - является необходимым условием для обучения. Учителя могут помочь учащимся развить привычку «замечать», разъясняя во время учебных занятий и объяснения домашних заданий, какие пункты должны быть выучены, что означает каждый элемент (одно слово, фраза, словосочетание и т.д.) и для чего он служит (активное использование или пассивное узнавание). Также учителям в этом  могут помочь следующие методы и материалы:
1. Проведение конкретных  уроков по изучению лексики.
2.  Выделение целевого набора лексики, включая целенаправленную практику и регулярное повторение.
3. Предоставление списков лексики, которые нужно выучить за урок.
Структурированные лексические упражнения, которые разработаны так, чтобы сконцентрировать студентов на конкретном наборе лексики или ее особенностях являются хорошим способом развития стратегии «замечать».
Предложение разнообразия
Томлинсон (Tomlinson , 1998) предлагает ряд принципов разработки успешных материалов. Первым из них является то, что "материалы должны оказать воздействие".  Он полагает, что они должны иметь необычное и привлекательное содержание, яркие презентации и быть разнообразными. Учителя могут использовать различные способы представления лексики, включая картинки, звуки и различные виды текста,  которые могут встретиться студентам: рассказы, беседы, веб-страницы, анкеты, новости, и т.д.  В каждом из этих контекстов, темы должны быть связаны с интересами студентов. Подобным образом, практические упражнения должны быть разными и применяться на разных уровнях обучения учащихся. Они должны варьироваться от простого прослушивания и повторения до возможности использования лексики в осмысленном и индивидуальном применении. Предложение «разнообразия»  также означает применение различных стилей обучения и, как отмечает Томлинсон (Tomlinson), некоторые студенты могут применять различные стили изучения для разных типов языка или в различных учебных ситуациях. Таким образом, это означает, что предлагаемые упражнения, которые иногда ориентированы на учащихся, которые предпочитают "ученический" и " аналитический " подход (при котором учащимся необходимо анализировать язык и быть точными в его использовании ), а также на студентов, применяющих "эмпирический " и " глобальный" подход  (при котором учащиеся в меньшей степени озабочены точностью при обучении целым блокам языка) также подходят для студентов, которые предпочитают учиться посредством зрения, слуха или действия.
Повторять и многократно применять
Изучение лексики – это, в основном, запоминание  и студенты, как правило, должны много раз видеть, говорить и писать только что изученные слова, прежде чем они смогут подтвердить, что выучили их. Некоторые исследователи заявляют, что нужно встретить слово от пяти до  двадцати раз, прежде чем произойдет его запоминание [см., например, Nation (1990); Rott (1999); Ghadirian (2002) ] . Некоторые полагают, что можно выучить внушительное количество слов, когда студенты изучают списки парных элементов (английское слово и его перевод); другие считают, что этот метод обучения не помогает более глубокому пониманию слова или не способствует развитию беглости речи. Тем не менее, большинство согласны с тем, что повторение играет важную роль в обучении, а необходимость активно вспоминать или "восстанавливать слово в памяти " является более эффективным способом обучения, чем просто многократное созерцание слова (Сёкмен / Sökmen 1997). Исследователи также считают, что повторение слова вслух помогает студентам запоминать слова лучше, чем повторять их про себя.  Другой областью исследований является то, сколько времени студенты могут помнить слова после их первичного изучения. И  опять исследователи сходятся во мнении, что забывание в основном происходит сразу после того, как мы что-то выучили, а позднее скорость забывания замедляется см. Гу (Gu, 2003). Результаты отработки лексики в классе очевидны: повторение лексики как можно чаще в деятельности, в которой учащиеся активно   вспоминают и воспроизводят слова, а не просто видят и слышат их.
Обеспечение возможностей для организации словаря
Организация словаря в значительной степени обеспечивает более легкое изучение лексики (Шмитт; Сёкмен/ Schmitt 1997; Sökmen 1997). Учебники часто в качестве помощи для запоминания группируют  новые слова в тематических наборах, но есть и другие типы формирования лексики, которые могут быть распределены по трем широким направлениям: словарные группы, языковые группы и персональные лексические группы,  примеры которых приведены ниже.
 1. Словарные группы применяются в реальном мире, например, такие как страны внутри каждого континента, части тела, продукты в каждом типе пищи (углеводы, белки, жиры и т.д.), мероприятия, которые проводятся для празднования (например, на свадьбе), выражения, которые люди обычно используют в повседневных ситуациях (например, сдача экзамена, невезение, и т.д.). Студенты могут опираться на свои общие знания, чтобы сгруппировать английскую лексику согласно концепциям, с которыми они уже знакомы.
2.  Языковые группы используют лингвистические критерии, как способы группировки, например,  разные части речи словарной семьи;  слова, которые имеют один и тот же префикс или суффикс или одинаковый звук; глаголы и зависимые предлоги; словосочетания различных видов (глагол + существительное, прилагательное + существительное и т.д.).
3. Персональные лексические  группы содержат личные предпочтения и опыт студента в качестве основы для групп. Они могут включать группировку лексики в соответствии с симпатиями и антипатиями,  личными привычками или личной жизнью, например, продукты, которые вы любите и не любите или едите часто, иногда, редко, или то, что вы ели на завтрак, обед и ужин вчера. Создание личного словаря помогает сделать его более запоминающимся.
Есть много различных способов практиковать недавно введенную лексику в классе, от повторения слов, управляемой отработки или выявления в контексте каким-либо образом до использования слов, применяя их для описания своего личного опыта. Например, в изучении лексики стран, студенты могут:
- слушать названия стран и повторять их
- определять страны, которые они знают по-английски и добавлять новые
- сказать, на каких языках говорят в разных странах
- сказать, какие страны находятся вблизи своих собственных или с которыми у них есть личные связи (я из ...; Мой брат живет в ..., и т.д.), или назвать страны, которые они хотели бы посетить.
На этом этапе полезным шагом является выделить время, чтобы организовать в какой-то мере новый словарь, который позволит студентам "заметить" и объединить целевые слова, как основу для коммуникативной деятельности, или для того, чтобы иметь четкий обзор целевых направлений или для того и другого. Студенты часто пишут перевод слов в учебниках над незнакомыми словами и слова могут быть разбросаны по всей странице; организация деятельности как показано на рисунке №1 помогает систематизировать свои пометки и обеспечивает личное практикование лексики.
№1 Complete the chart with languages and countries. Compare your answers with a partner.
I can speak ..      I can’t speak ..    I want to go to..
Portuguese a little English    Korean    Australia
Сделать обучение лексики персональным
В связи с вышеупомянутой точкой зрения, материалы должны обеспечить студентам возможность использовать словарный запас осмысленно, чтобы говорить и писать реалистичные вещи о себе и своей жизни. Студенты также должны поощряться, если они добавляют в словарь слова, которые они хотят узнать. И если опыт обучения становится еще и приятным, так тем лучше! Следует предупредить, что персонализация может быть более подходящей для одних студентов и менее подходящей для других.
В большом исследовании стратегий обучения лексике, используемых студентами в разном возрасте, Шмитт (1997) сообщает, что младшим ученикам персонализация была менее полезной,  чем для студентов в университетах и взрослых учащихся.
Не переусердствуйте!
Другим важным моментом является не перегружать студентов. Есть пределы тому, сколько лексики за один урок может «поглотить» каждый учащийся для продуктивного применения  и это будет зависеть от того, насколько "трудны" слова и сколько информации о них требуется знать студентам [о понятии сложности, см. Лауфер/ Laufer (1997)*].  Если словарные наборы покажутся студентам слишком сложными, дайте им возможность самостоятельно выбрать элементы, приоритетные для изучения.
Используйте стратегический словарный запас в классе
Поскольку класс может быть основным или единственным местом, где студенты слышат или используют английский язык, важно включить в уроки стратегический словарный запас, который мы определили в первой части, так как он формирует большую часть разговорного словарного запаса. Если учебник не включает его как часть учебной программы и не содержит презентацию и практическую деятельность,  то найти способы для внедрения этого типа словарного запаса в классе станет для преподавателя достаточно сложной задачей. В таком случае полезно обратить внимание  на различные типы разговоров, происходящих в классах, которые Уолш (Walsh , 2006) делит на четыре "режима": управленческий, материалы, навыки и системы, классный контекст, каждый из которых имеет различные учебные цели и может включать в себя различные функции.
- Управленческий метод – это методы организации класса и переключения между видами деятельности. При этом можно использовать ряд основных маркеров для начала беседы, подведения итогов и изменения темы, например: All right/Okay, So, Let’s start, Let’s move on (все верно/ладно, так, давайте начнем , давайте двигаться дальше).
Хотя Уолш видит этот тип разговора, прежде всего, как учитель, который организует и управляет тем, что происходит в классе, в такой управленческой беседе присутствуют свои положительные аспекты, а именно: студенты могут выучить выражения, которые помогут им организовать работу в парах и группах: OK, let’s change roles; That’s it, we’re finished (Хорошо, давайте поменяемся ролями; Вот и все, мы закончили) или взаимодействовать с учителем, чтобы внести изменение в ход урока: Could you explain that again, please? (Не могли бы вы объяснить это еще раз, пожалуйста?).
- Метод Материалы относится к такому типу разговоров, которые происходят, когда преподаватели и студенты осуществляют деятельность на основе материалов.
Это включает в себя вызывание ответов от студентов, проверку и объяснение ответов, а также предоставление обратной связи на ответы. В таком виде разговора, было бы полезно для учителей моделировать различные виды ответов, давая оценку ответам учащихся :That’s right; Excellent  ( Это верно ; Отлично ) и во время получения разъяснений: You mean . . . ?; He went where? ( Вы имеете в виду ... ; ? Он пошел куда? ) .
- Метод Навыки и системы, при котором беседа осуществляется в значительной степени под руководством преподавателя, которая происходит, когда учитель пытается привлечь студентов к использованию определенного элемента языка или навыка, а также будет вовлекать учителя в предоставлении обратной связи, поясняя или внося исправления. При этом методе учителя могут моделировать фразы для переформулирования  I mean ( я имею в виду ... ), для организации и представления информации Now, . . . First of all ( сейчас , ... Прежде всего, ... ) .
- Метод классного контекста относится к такому типу языка, когда учащиеся говорят о своем личном опыте или чувствах. Этот метод иногда называется       "Свободная практическая деятельность". Здесь роль учителя заключается в том, чтобы слушать и поддерживать взаимодействие, которое больше похоже на повседневное общение. Учителя могут поддержать эти " беседы", обучая видам стратегической лексики для того, чтобы помочь студентам управлять своей собственной речью, обращаться к другим студентам , реагировать и управлять разговором в целом.
См. также МакКарти и Уолш, 2003 (McCarthy and Walsh, 2003 ) для обзора из четырех методов и способов, которыми учителя могут обучать и содействовать естественному разговорному языку в классе.
Помощь учащимся стать независимыми в обучении в классе и за его пределами.
 Результаты многих исследований по обучению лексике указывают на относительные достижения тех учащихся, которые являются независимыми от учителя, посвящают время самостоятельной работе, используют различные стратегии обучения и делают хорошие заметки по словарному запасу. Как Гу, 2003 (Gu , 2003) суммирует свои и другие исследования, "Хорошие ученики это те, которые инициируют свое  собственное обучение, занимаются изучением слов на свое усмотрение, старательно пытаются запомнить эти слова и ищут возможности для их применения".  Мы можем помочь студентам быть более хорошими учениками и приобрести хорошие навыки обучения, ставя структурированные задачи обучения, которые могут выполняться вне класса.
Это может включать в себя оказание помощи студентам в формировании словарного запаса в персональном словарике, используя такие ресурсы, как словари и Интернет и поиск возможностей для использования английского языка. Давайте посмотрим на эти три области.
Персональные словарики
Материалы, которые дают пространство для ведения личных журналов по обучению, таких как персональные словарики, настраивают студентов продолжать учиться за пределами класса. Хотя часто рекомендуется, чтобы учебные журналы имели отрывные листы или были на карточках, а также были отделены от учебника  (Шмитт и Шмитт 1995- Schmitt and Schmitt 1995), учебник может играть важную роль в формировании навыков, предлагая руководство в виде различных типов заметок и обучающих советов, а также предоставляя организационные инструменты, такие как шаблоны, сетки и графики.
Очень часто собственный словарь заметок студентов состоит только из написанных переводов отдельных слов в списках, но он может быть гораздо более разнообразным,  включая подписывание картинок и диаграммам, формирование графиков и цепочек слов, написание предложений, соответствующих действительности, создание коротких диалогов, и т.д. (подробнее см. в серии Татчстоун учебные пособия для большего количества идей, Touchstone series .)
Хорошая работа с персональным словариком показывает, что стоит записывать и дает идеи для различных способов организации словарных заметок, используя различные идеи группирования лексики, как упоминалось выше.
Исследовательские инструменты
В настоящее время студенты имеют доступ к обширным ресурсам, таким как Интернет и огромное количество информации учебных и онлайновых словарях. Если студенты обучаются, как использовать эти ресурсы и понимают, как они могут применить  информацию о самом слове, словосочетании, грамматических моделях и т.д., они могут более эффективно использовать эти ресурсы и стать более независимыми в процессе обучения.
Ежедневное применение
Материалы могут также предоставить студентам идеи того, как активировать словарный запас и практиковаться в лексике в своей повседневной жизни, что особенно полезно для студентов, которые живут в англоговорящей среде.
Учебная деятельность может включать в себя подписывание на английском языке  названий предметов мебели в комнате или попытки вспомнить, как называются на английском языке вещи, которые они видят в магазине одежды.
Как уже упоминалось ранее, работа по расширению словарного запаса, кажется эффективным способом обучения и такая деятельность может иметь место в любое время дня, а не только во время, специально предназначенное для изучения английского языка.
Заключительные выводы
Приобретение лексики, возможно, является самым важным компонентом успешного обучения языку. Однако до недавнего времени  было трудно определить наиболее важные слова и фразы, необходимые для создания подходящего словарного запаса для проведения беседы на английском языке наиболее эффективно. Огромная коллекция текстов «Корпус» дал нам доступ к большому объему информации, касающейся устной и письменной речи английского языка, что раньше считалось недоступным.
Поэтому неотложная задача состоит в том, чтобы взять эту новую информацию и применять ее в классе. В связи с тем, что существует так много вещей, которые необходимо узнать о каждой части лексики ( значение, устные / письменные формы, словосочетания, коннотации, грамматическое поведение и т.д.) важно, чтобы мы как учителя предоставляли лишь небольшую часть информации за один раз, начиная с наиболее часто употребляемой, полезной, запоминающейся лексики, и позже возвращались к более сложной лексике, которая используется менее часто по сравнению с ранее изученными  элементами. Мы должны повторять лексику часто, так как студенты должны тренировать слово или фразу много раз, прежде чем произойдет освоение, а такжы мы должны предлагать многообразие видов упражнений, чтобы сохранить «свежесть»  в обучении,  соблюдая применение разных стилей обучения. Наконец, мы должны помочь студентам не только понять, что обучение - это постепенный процесс, который  происходит небольшими, управляемыми шажками в течение долгого времени, а также поощрять их искать дополнительную информацию самостоятельно, персонализируя процесс обучения и приспосабливая его к своим конкретным потребностям.


материал переведен С.С.Пашковой,
преподавателем Лингвистического центра "Квест" (уч.годы2012-2014)
Оригинал текста: http://www.cambridge.org/other_files/downloads/esl/booklets/McCarten-Teaching-Vocabulary.pdf


 

 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff